- Конвенция о защите прав рабочих-мигрантов и членов их семей
- была принята Генеральной ассамблеей ООН в 1990 г.
Этой конвенции предшествовало принятие в 1983 г. Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов, которая к настоящему времени ратифицирована 8 государствами: Францией, Италией, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Испанией, Швецией и Турцией; еще 6 стран: Бельгия, Германия, Греция, Люксембург, Молдова и Украина подписали, но не ратифицировали конвенцию. Решение о разработке Конвенции было принято в то время, когда привлечение иностранной рабочей силы в Европе стало массовым явлением. В конвенции была поставлена задача, с одной стороны, обеспечить минимальные условия достойного отношения в странах — членах Совета Европы к трудящимся-мигрантам, с другой стороны — возможность для трудящихся-мигрантов и членов их семей улучшить свое экономическое и социальное положение. Но все же основная идея конвенции заключается в ликвидации дискриминации по национальному признаку в отношении трудящихся-мигрантов и членов их семей.
В конвенции трудящийся-мигрант определяется как гражданин одной договаривающейся стороны, которому предоставлено разрешение проживать на территории другой договаривающейся стороны для выполнения оплачиваемой работы. Она защищает «классических» трудовых мигрантов, которые переезжают из одной страны в другую на легальных основаниях для трудоустройства и временного проживания, т.е. намереваются в течение определенного времени находиться на территории страны назначения и быть участниками ее рынка труда. Таким образом, статус трудящихся-мигрантов должен быть относительно стабильным и надежным для того, чтобы обеспечить максимальную возможность для интеграции их и членов их семей в принимающее общество.
Конвенция регулирует весь процесс легальной трудовой миграции, включая наем на работу, получение разрешения на въезд, прием, пребывание и возвращение на родину. Основная часть положений конвенции касается правового статуса трудовых мигрантов в стране трудоустройства и обеспечения им равных с национальными рабочими экономических и социальных прав.
Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов определяет обязательства каждой из участвующих сторон, т.е. стран назначения (трудоустройства), стран происхождения и самих трудящихся-мигрантов. В этом контексте ведущая роль отведена стране назначения: от нее исходит инициатива найма иностранных работников, если того требует ситуация на внутреннем рынке труда. Таким образом, ключевым вопросом является возникновение нехватки рабочей силы на национальном рынке труда страны назначения.
Применение конвенции контролируется Консультативным советом. Кроме того, периодически составляются доклады, содержащие информацию о состоянии законодательных и нормативных актов относительно трудящихся- мигрантов в странах, присоединившихся к конвенции.
В обязанности Консультативного совета входит:
* рассмотрение любых предложений, вносимых договаривающимися сторонами в целях содействия или совершенствования применения конвенции, а также любых предложений о внесении в нее поправок;
1) в случае необходимости доведение до сведения правительства принимающей стороны рекомендаций и предложений по соблюдению положений конвенции;
2) периодическое предоставление правительствам сторон доклада, содержащего сведения о состоянии законодательных и нормативных актов, действующих на территории сторон, по проблемам, регулируемых конвенцией.
Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов представляет собой важный механизм, обеспечивающий достижение целей экономического и социального прогресса не только стран-участниц, но и их граждан. Значимость конвенции ограничивается тем, что число стран, присоединившихся к ней, невелико: конвенция открыта для подписания только государствами — членами Совета Европы, другие страны не могут присоединиться к ней.
Важно отметить, что значение Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов существенно возросло бы, если бы ее ратифицировали другие европейские страны. Это было бы серьезным вкладом в сокращение существенного разрыва в правах, которыми пользуются граждане стран —членов ЕС, работающие в других странах ЕС, и мигранты из стран —членов ЕС, работающие и проживающие на законных основаниях в государствах ЕС, в частности в странах — кандидатах в ЕС (Болгария и Румыния), странах, очевидно, заинтересованных во вступлении в ЕС (Молдова), равно как и в странах, пока не ставящих вопрос о вступлении в ЕС (Россия и другие страны бывшего СССР).
Международная конвенция о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей 1990 г. впервые установила международные определения различных категорий рабочих-мигрантов и представляла собой важный шаг к закреплению ответственности принимающих стран по признанию прав мигрантов и обеспечению их защиты. Чтобы конвенция вступила в силу, она должна быть ратифицирована по крайней мере 20 странами-участницами. К середине 1996 г. она была ратифицирована лишь 7 государствами (Колумбия, Египет, Марокко, Филиппины, Сейшельские острова, Шри-Ланка и Уганда), которые являются преимущественно странами — экспортерами рабочей силы.
Источники: Вальчак П. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов — эффективный юридический инструмент управления временной трудовой миграцией // Трудовая миграция. Вопросы управления и защиты прав трудящихся-мигрантов в России: Сборник статей / Под ред. В.А. Ионцева. М.: ТЕИС, 2005. С. 117- 130; Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М„ 2001. С. 88.
Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект. Т. Н. Юдина. 2007.