- Неправительственные организации переселенцев
- начали функционировать в России в 1995— 1996 гг. Большую роль при этом сыграла Женевская конференция 1996 г. по недобровольным миграциям в СНГ, на которую наряду с руководителями государственных структур стран СНГ были приглашены и лидеры НПО. Повышение роли НПО обусловлено ростом численности переселенцев и их доли в электорате, усилением их организованности и активности как на региональном, так и на общероссийском уровне. Главная принципиальная особенность работы общественных и неправительственных организаций заключается в том, что они действуют в непосредственном контакте с местным населением.
Социальная эффективность работы с населением на местах достаточно велика. Она позволяет повышать степень информированности вынужденных мигрантов, снижать напряженность в обществе, осуществлять дополнительный контроль за соблюдением прав мигрантов. В то время как недостаточное внимание к работе с населением, напротив, провоцирует разрастание конфликтных ситуаций, ведет к формированию негативной оценки деятельности государственных органов и миграционной политики государства в целом.
При Государственной думе РФ создан и функционирует Совет переселенческих организаций. В него входят представители многих крупных, авторитетных и влиятельных общественных организаций переселенцев.
Наиболее крупной, значительной, действенной и влиятельной организацией данной направленности, созданной в 1996 г., является «Форум переселенческих организаций», объединивший более 300 региональных организаций вынужденных переселенцев. Руководитель и лидер этого общественного движения журналист Лидия Ивановна Гра- фова наиболее последовательно отстаивает интересы вынужденных переселенцев на протяжении всего периода существования организации.
Переселенческое движение по самообустройству начало зарождаться в России сразу после распада Союза. Вынужденные мигранты организовывались в общины, создавали свои малые производства и пытались сами вести компактное строительство жилья. Пример такой переселенческой организации, как «ХОКО» (переселенцы из Таджикистана построили в г. Борисоглебске Воронежской обл. микрорайон на 22,5 тыс. человек, создали 26 своих производств), убедительно доказывает, что сами переселенцы могут эффективно решать свои проблемы.
Цель движения переселенческих организаций — содействовать переходу от стихийной, неуправляемой миграции к регулируемому цивилизованному переселению.
Для осуществления этой цели движение ставит перед собой следующие задачи:
1. Всемерная поддержка переселенческой инициативы в решении своей судьбы, борьба с иждивенческими претензиями.
2. Помощь социально незащищенным семьям.
3. Защита прав каждого мигранта от произвола местных чиновников.
4. Лоббирование интересов вынужденных мигрантов в правительственных и законодательных органах Российской Федерации.
5. Взаимодействие с местной администрацией и миграционными службами.
6. Общественный контроль за использованием государственных и спонсорских средств, выделяемых на нужды мигрантов.
7. Участие в разработке миграционной политики и в реализации миграционных программ.
8. Формирование доброжелательного мнения по отношению к мигрантам.
9. Информационное обеспечение переселенческих организаций, государственных структур и международных организаций, содействующих вынужденным мигрантам.
Высшим руководящим органом движения является форум (конференция) переселенческих организаций, созываемый не реже одного раза в 2 года.
Постоянно действующим руководящим органом движения является Исполнительный комитет (исполком), избираемый форумом на срок 2 года.
Самой распространенной формой переселенческих организаций являются товарищества или акционерные общества, ведущие коммерческую деятельность. Успешно действовали, например, Уральская ассоциация беженцев, «Саратовский источник» и Санкт-Петербургская ассоциация беженцев.
Одно из наиболее значимых достижений этой организации заключается в создании разветвленной, технически оснащенной региональной информационной сети. Наличие такой сети позволяет решать специфические для переселенцев проблемы их информированности, которые не входят в круг обязанностей государственных структур.
Следует отметить, что деятельность этой общественной организации (в частности, создание информационной системы) до 2000 г. осуществлялась на средства, выделяемые УВКБ ООН. Финансовая поддержка общественного движения — мощный и единственный рычаг, с помощью которого правительство любого государства демонстрирует заинтересованность в ее функционировании, тем самым признавая полезность ее деятельности. И, наоборот, отсутствие финансовой поддержки является проявлением неприятия той роли, которую правительство отводит гражданскому обществу. В этой ситуации прямое финансирование крупнейшей неправительственной организации переселенцев в России со стороны международной организации может трактоваться двояко: и как форма поддержки правительства для мобилизации усилий самого гражданского общества на решение проблем вынужденных переселенцев в России, и как форма поддержки оппозиционной структуры, побуждающей правительство принимать меры для решения проблем вынужденных переселенцев.
С 1997 г. издается ежеквартальный информационный бюллетень «Права человека», учредителями которого являются Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», Ассоциация социальной поддержки и взаимопомощи «Пересвет», Международная правозащитная ассамблея.
Источник: Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М., 2001. С. 38-40.
Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект. Т. Н. Юдина. 2007.