- Сеттльменты
- — концентрация этнических меньшинств в определенных местах проживания. Этнические меньшинства, отличающиеся в культурном отношении от коренных жителей, почти всегда поддерживают свой язык и некоторые элементы национальной культуры. В Москве пока не существует постоянных сеттльментов, но уже четко обозначились зоны компактного проживания национальных общин, ядро которых составляют мигранты. На представленной ниже карте обозначены места компактного проживания наиболее ярко выраженных этнических меньшинств в Москве.
Азербайджанцы — национальное меньшинство, быстрый рост численности которого в г. Москве вызывает у населения наиболее острую реакцию. До 1990-х гг. азербайджанцев в столице было крайне мало, и они в сознании горожан отождествлялись с хорошо знакомыми армянами и грузинами. Массовый приток азербайджанцев начался с 1992— 1993 гг. и был связан с либерализацией торговли. В очень короткий период азербайджанцы захватили контроль над московскими рынками. В те годы на этой почве бушевали межэтнические скандалы и конфликты, например, известные события на Даниловском, Велозаводском рынках. Тогда же возник термин «лицо кавказской национальности», которым вначале обозначали азербайджанцев, а затем и чеченцев. По оценке правоохранительных органов, численность граждан Азербайджана в г. Москве составляет порядка 500 тыс. человек. Азербайджанцами в Москве, по заявлению председателя федеральной национально-культурной автономии Азербайджана А.Д. Керемова, контролируется 360 рынков. Так как они в основном не имеют разрешения на торговлю из-за отсутствия регистрации, то большинство принадлежащих им фирм оформлено на подставных лиц, имеющих прописку в Москве. В результате в настоящее время на налоговом учете стоит только 12 человек из всей азербайджанской диаспоры.
Социальная структура азербайджанской общины в Москве крайне поляризованна, в ней представлены либо «богатые владельцы», либо «бедные торговцы». Прослойка интеллигенции в этой общине крайне тонка, чаще всего это национальные кадры, ушедшие в период перестройки в бизнес.
«Старые» азербайджанцы селились, как правило, на периферии столицы и частично в районах кооперативной застройки на Речном вокзале, в Крылатском, Южном Чертанове и на Ярославском шоссе. Расселение «новых» азербайджанцев характеризуется четкой пространственной иерархией: элита в центре и на Соколе. Самое крупное азербайджанское поселение — в Измайлове. Кроме этого, ощутима «концентрация» азербайджанцев в таких небольших пригородных поселках, как Куркино, Бусиново, Восточный.
Армянская община в Москве характеризуется достаточно большой численностью и четко выраженным ареалом расселения. «Старшее» поколение армян, придавая большое значение собственному престижу и оценивая местоположение своего жилья как признак социального превосходства (отражающий уровень материального благосостояния), селилось преимущественно в кварталах центра, юго-запада и северо-запада столицы, т.е. в наиболее привлекательных по уровню благоустройства районах города.
Данная тенденция сохранилась и для «молодых» поколений, и для вновь прибывающих в Москву армян. Расширение географии расселения произошло в основном за счет кварталов, расположенных вблизи Ленинского и Кутузовских проспектов (см. карту). Говоря о компактном расселении армян, стоит заметить, что доля армян в населении выбираемых ими районов относительно невелика — она колеблется от 2 до 3,5%. Поэтому корректнее говорить о наличии выраженных территориальных предпочтений армян, чем об их компактном проживании.
Грузины. Социальная структура мигрантов из Грузии и особенности места выбора ими мест проживания очень схожи с армянской общиной. У грузин, как и у армян, также заметно желание жить либо в центре, либо в наиболее благоустроенных кварталах города. Причем эти особенности грузинской диаспоры усиливаются при переходе от старших к молодым поколениям. Несмотря на то что у грузин в отличие от армян слабее выражено стремление к совместному проживанию, в последние годы появилось компактное поселение грузин в районе Марьиной Рощи.
Китайцы. Существуют различные оценки общей численности китайского землячества в г. Москве — от 10 до 100 тыс. человек. По оценкам Института стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (основанным на итогах анкетного опроса; проходившего в конце 1998 г.), она колеблется в пределах 25—30 тыс. человек.
Почти 40% китайцев живут в г. Москве более 3 лет (каждый четвертый из них — более 5 лет). Четверть китайцев в Москве — начинающие бизнесмены-челноки, срок их пребывания в столице составляет менее года. Большинство китайских мигрантов въезжают в Россию по туристическим визам и после завершения срока пребывания остаются в Москве нелегально. Они полностью зависят от «русских» китайцев, которые решают их проблемы с властями, визой, местом жительства и т.д.
Вьетнамцы. Численность вьетнамской общины в г. Москве оценивается в 20 — 30 тыс. человек. Надо отметить, что вьетнамские общины живут еще более замкнутой жизнью, чем китайские, и поэтому пока мало изучены. Вьетнамцы в Москве — это главным образом выходцы из Юго-Вос- точной Азии. Они, как правило, компактно селятся в трех районах Москвы: рядом с метро «Савеловская», «Домодедовская» и «Планерная» (см. карту).
Толерантность москвичей к вьетнамцам значительно ниже, чем к китайским гражданам. Это можно объяснить, на наш взгляд, тем, что китайские предприниматели стали использовать наемный труд не только украинских, белорусских и российских женщин, но и вьетнамцев, а поэтому на рынках москвичи в первую очередь и сталкиваются с вьетнамцами (а не с китайцами).
По итогам обследования «Зарубежные мигранты в Москве: социолого-экономический анализ влияния на социальные процессы», проведенного в 2002 г. по заказу Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства г. Москвы. Наибольшее неприятие у москвичей вызывает пребывание в столице мигрантов из Азербайджана — 78,3% от отметивших свое отрицательное отношение к мигрантам вообще (см. рисунок). Довольно многие из опрошенных москвичей этой группы против присутствия в столице мигрантов из Вьетнама и Китая, Армении и Грузии — от 27до 43%, а также из Афганистана, Таджикистана, Украины — 18, 17и 11% соответственно. К представителям Узбекистана, Израиля, Молдавии отрицательно относятся 8, 7 и 4% соответственно. Это свидетельствует в первую очередь о неоднозначности и сложности рассматриваемой проблемы в представлениях москвичей и позволяет выделить в общей массе респондентов по крайней мере четыре группы по типам отношения к приезжим из других стран: активные противники присутствия в Москве приезжих из других стран, т.е. те, кто очень высоко оценивает значимость проблемы и сугубо отрицательно относится к присутствию иностранных мигрантов в Москве; вторая группа — люди, обеспокоенные проблемой, среди них могут быть те, кто относится к присутствию мигрантов отрицательно, при этом в ряде случаев они выбирали индифферентные варианты ответов; те, кто вообще не считает присутствие мигрантов в Москве проблемой (сюда входят те, кто поставил проблему международных мигрантов на низшие ступени в иерархии проблем повседневной жизни и при этом отметил, что нейтрально или положительно относится к присутствию в Москве международных мигрантов); и, наконец, люди, всерьез не задумывавшиеся о своем отношении к проблеме.
Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. С. 233 — 239.
Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект. Т. Н. Юдина. 2007.