- Синтетическая теория международной миграции
- — новейшая теория, представляющая собой синтез теорий: неоклассических экономических теорий; новой экономической теории трудовой миграции; теории двойного рынка труда; теории мировых систем; теории общественного капитала; теории совокупной причинной обусловленности.
Согласно синтетической теории международной миграции международные миграции возникают в ходе социальной, экономической и политической трансформации.
Теория предполагает, что международная миграция является не следствием отсутствия экономического роста и развития, а, наоборот, результатом самого развития. По мере того как после 1800 г. индустриализация распространялась по всей Европе, она вызывала волны эмиграции, вовлекая в нее последовательно одно за другим все государства; и в настоящее время странами выезда большого числа международных мигрантов являются не только бедные и наименее развитые страны. Фактически ни одна страна не осуществила переход к развитой рыночной экономике без массового вытеснения людей из привычных для них способов существования, которые преимущественно связаны с сельским хозяйством (в значительной своей части эти люди в конце концов мигрируют за рубеж). Иммиграция выступает как естественное следствие более широких процессов социальной, политической, экономической интеграции, перешагивающей через международные границы. Когда происходит поворот в сторону создания рыночной экономики, те, кто пытается адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам путем эмиграции, не переселяются «куда попало», так же как и не переезжают в ближайшую богатую страну. Скорее они едут в те места, с которыми они уже имеют определенные связи — экономические, социальные, политические. Экономические связи отражают более интенсивные отношения в области торговли и инвестиций. Политические связи проистекают из официальных договоров, колониальных отношений и военного сотрудничества. Социальные связи могут быть следствием любых институциональных мероприятий, которые способствуют возникновению устойчивых, регулярных контактов между людьми — например, взаимодействие в военной сфере, программы обмена студентами, дипломатические миссии, туризм, торговля и деятельность транснациональных корпораций. Когда иммигранты въезжают в развитую страну, они обычно отвечают сильному и устойчивому спросу, который встроен в структуру постиндустриальных экономик. Благодаря сдвигам в технологиях производства, формированию государственной идеологии, нацеленной на рост благосостояния, и распространению рыночных отношений на более широкие социальные структуры рынки труда в развитых странах становятся все более сегментированными на первичный сектор, где сосредоточены «хорошие» рабочие места, привлекательные для национальных кадров, и вторичный сектор, представляющий низкооплачиваемые, «плохие» рабочие места, которых национальные кадры избегают. Для заполнения последних работодатели обращаются к иммигрантам, часто инициируя их потоки через прямую вербовку. Если бы не было спроса на их услуги, иммигранты, особенно те, кто не рассчитывает зарегистрироваться «легальным» образом, не приехали бы, поскольку им не на что было бы жить.
Мигранты, которые въезжают в развитую страну впервые, обычно не имеют намерения обосноваться там постоянно. Намерение обосноваться отражает подспудные мотивации мигрантов. Мотивация, которой руководствуются (как представляется им самим) большинство людей, когда они размышляют об иммиграции, — это их желание заработать как можно больше денег, что действительно подразумевает смену постоянного места жительства. В реальности, однако, большинство переездов связано с желанием преодолеть несовершенство рынков капитала, кредитов и страхования в стране выезда. Люди становятся мигрантами для того, чтобы решить экономические проблемы у себя дома: они стремятся поработать за рубежом временно, для того чтобы заработать и перевести эти деньги на родину, с тем чтобы диверсифицировать риски, накопить наличные средства и финансировать местное производство и потребление.
Признание разнообразия иммиграционных мотиваций порождает другой основополагающий вывод: международная миграция часто в меньшей степени подвержена влиянию условий на рынках труда, чем условий на других рынках. Нынешняя иммиграционная политика исходит из упрощенного представления о том, что иммигранты приезжают для получения максимальных заработков, и политика соответственно пытается влиять на условия рынков труда. Если же мигранты приезжают для «самострахования», создания условий для будущих капиталовложений или аналога кредитования, в таком случае, даже если их зарплата окажется ниже ожидаемой, для них не теряется и даже не уменьшается стимул для международной миграции. Большее влияние на принятие решения о миграции может оказать воздействие на другие рынки, например, через программы, предназначенные для улучшения экономического положения и финансового состояния стран выезда. Какими бы ни были первоначальные намерения эмигрантов, по мере того как международные мигранты приобретают за рубежом опыт, их мотивации изменяются, причем обычно таким образом, что они предпринимают поездки на все более длительные сроки, повышая со временем вероятность постоянного переселения. Хотя для большинства мигрантов первоначальной целью является заработок, со временем, под влиянием своего «миграционного опыта», они меняются сами. Жизнь и работа в передовых постиндустриальных странах предрасполагают их к потребительской культуре, которая прививает им новые вкусы и мотивации, которые уже не могут быть удовлетворены на родине. По мере того как мигранты все больше времени проводят за рубежом, они приобретают все более тесные социальные и экономические отношения со страной пребывания и начинают обращаться с просьбами о разрешении на въезд членам своей семьи. Таким образом, через некоторый период временные мигранты получают возможность превратиться в постоянно проживающих граждан страны въезда.
С течением времени международная миграция имеет тенденцию создавать собственную инфраструктуру поддержки. В результате миграционные потоки приобретают сильную внутреннюю инерцию, что позволяет им сопротивляться манипуляциям государственной политики. Политики то одной, то другой страны убеждаются, к своей досаде, в том, что иммиграцию гораздо легче начать, чем прекратить. Наиболее важным механизмом, поддерживающим международную миграцию, является создание и распространение миграционных сетей, которые возникают везде, где бы ни появился член некой социальной структуры, эмигрировавший в страну с высоким уровнем зарплаты. Эмиграция трансформирует обычные связи, такие, как родство и дружба, в вероятный источник общественного капитала, который потенциальные мигранты могут использовать для получения доступа к высокооплачиваемой работе за рубежом.
Наконец, несмотря на сильные тенденции к самосохранению и укреплению, иммиграционные потоки невечны — они имеют естественный срок жизни, который может быть длиннее или короче, но всегда ограничен. Данные указывают на то, что большинство европейских стран прошли «эмиграционный переход» от низкого к высокому и вновь к низкому уровню эмиграции по мере экономического развития.
Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. С. 131-140.
Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект. Т. Н. Юдина. 2007.